Регистрация
Официальный сайт МАОУСОШ № 87
г.Екатеринбурга
     
книга памяти
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать
Ян Амос Каменский

Таймер не настроен

Этот блок ещё не заполнен
переход на страницу
переход на другой сайт
переход на другой сайт
видеоуроки
классные часы
инфоурок
про школу
продлёнка
учителя
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
рассылка
президент
почемуча
доверие
права
спасатель
ПДД
читарики
пушкин
книга
игры
чудо
шишкин лес
вебграмотей
акинатор
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.myclass87.ru/
Сейчас на сайте: 10

14.04 I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени

Общее понятие о спряжении

I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени

Посмотри видеоурок, прочитай теорию.

 

Ой, не могу, аж живот от смеха болит!. Я сейчас так хохотала! Вирус дал мне почитать стихотворение, которое называется «Живая азбука», своего любимого поэта Саши Чёрного. Вот, посмотрите, какие смешные строчки есть в этом стихотворении.

Жаба ждёт, раздув живот, —
Жук летит ей прямо в рот.

Норка ловит рыб в волне.
Носорог храпит во сне.

Шимпанзе грызёт бисквит.
Шпиц от зависти дрожит.

Юнга моет свой корабль.
Юра клеит дирижабль.

Ой, от профессора Грамматейкина пришло задание: найти в этих строчках глаголы и обозначить окончания. Ну что же, отдохнула, посмеялась – теперь пора приниматься за работу.

Глагол «ждёт» – окончание -ёт. «Летит» – окончание -ит. «Ловит» – окончание -ит. «Храпит» – окончание -ит. «Грызёт» – окончание -ёт. «Дрожит» – окончание -ит. «Моет» – окончание -ет. «Клеит» – окончание -ит.

Вот интересно, все эти глаголы стоят в форме третьего лица единственного числа, ведь к ним можно подставить местоимения «он» или «она».

Почему же у этих глаголов разные окончания – -ит, -ёт, -ет?

И вновь сообщение от профессора Грамматейкина. Что же он прислал. Ой, как много здесь глаголов. А точнее. Здесь всего четыре глагола – «хохотать», «убирать», «решать», «строить». В таблице они стоят в форме настоящего времени, а перед ними – все личные местоимения. То есть эти глаголы здесь изменяются по лицам и числам.

Ребята, вы помните, как называется изменение глаголов по лицам и числам? Я-то не забыла! Это спряжение. Получается, что профессор Грамматейкин сам проспрягал эти глаголы. А для чего? Непонятно. Хотя. Кажется, я начинаю понимать. Если внимательно посмотреть на окончания глаголов, то становится понятно, что окончания глаголов в первой колонке отличаются от окончаний во второй колонке. Одинаковые окончания – -у, -ю – только в верхней строчке, у глаголов первого лица единственного числа.

А вот в первом лице множественного числа у глаголов первой колонки окончание с буквой «е» – -ем, а во второй колонке – окончание с буквой «и» – -им.

У глаголов второго лица в первой колонке и в единственном, и во множественном числе тоже окончания с буквой «е» – -ешь, -ете. А во второй колонке – -ишь, -ите.

У глаголов третьего лица в единственном числе опять та же картина. В первой колонке окончание -ет, а во второй – -ит.

Отличаются окончаниями от остальных только глаголы третьего лица множественного числа. Но и здесь есть отличия в окончаниях колонок: в первой колонке окончания -ут, -ют, а во второй – -ат, -ят.

Итак, спряжение первой и второй колонок осуществляется по-разному. В первой большая часть глаголов пишется с буквой «е» в окончаниях, а во второй – с буквой «и».

Ой, что это?

Над колонками появились названия – первое спряжение и второе спряжение. Теперь я поняла! Глаголы делятся на две группы – первого спряжения и второго спряженияК первому спряжению относятся глаголы, у которых почти все личные окончания пишутся с буквой «е». А ко второму спряжению – глаголы, у которых почти все личные окончания пишутся с буквой «и». Только в первом лице единственного числа у глаголов, независимо от спряжения, одинаковые окончания –  или . А в третьем лице множественного числа у глаголов первого спряжения окончания -ут, -ют, а у глаголов второго спряжения – -ат, -ят.

Кстати, хочу обратить ваше внимание на то, что во второй колонке нашей таблицы у глагола «решить» во всех формах окончания ударные, а у глагола «строить» –безударные.

Так. Видимо, надо попрактиковаться. Сейчас я возьму несколько пословиц и поговорок и буду определять в них спряжения глаголов. Вот, например, в этих пословицах.

Первая пословица – «доброе слово лечит, а злое убивает». Глагол «лечит», окончание -ит с буквой «и». Значит он относится ко второму спряжению. У глагола «убивает» окончание -ет с буквой «е». Это первое спряжение.

Следующая пословица – «на чужбине ещё больше родину ценишь». Глагол «ценишь», окончание -ишьвторое спряжение.

Читаю дальше. «Двое одного не ждут». У глагола «ждут» окончание -ут. Такие окончания у глаголов третьего лица множественного числа в первом спряжении.

Следующая пословица – «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». У глагола «говорит» окончание -итвторое спряжение. А у глагола «знает» окончание

-ет. Это глагол первого спряжения.

«Много говоришь, да мало делаешь». В этой пословице глагол «говоришь» с окончанием -ишь относится ко второму спряжению, а глагол «делаешь» с окончанием -ешь – к первому спряжению.

«Зимой за малиной не ходят». В этой пословице глагол «не ходят» с окончанием -ят. Он стоит в форме третьего лица множественного числа и относится ко второму спряжению.

«Смелость ведёт к успеху». Ой, а здесь у глагола «ведёт» окончание -ёт. К какому же спряжению он относится?

Ну конечно, как я сама не догадалась! Ведь буквы «е» и «ё» в разных словах часто заменяют одна другую. Значит и в окончаниях глаголов они указывают на одно и то же спряжение – первое.

Сейчас я попробую проспрягать в настоящем времени глагол «ведёт», то есть буду изменять его по лицам и числам. Его начальная форма – «вести».

Я веду, мы ведём.

Ты ведёшь, вы ведёте.

Он ведёт, они ведут.

Видите, здесь на окончания падает ударение. Почти во всех окончаниях есть буква «ё». А окончание глагола в форме третьего лица множественного числа -ут ещё раз подсказывает нам, что глагол «ведёт» относится именно к первому спряжению.

Да, не так уж это и просто. Но для того, чтобы не запутаться, надо составить таблицу окончаний глаголов.

К первому спряжению относятся глаголы, у которых почти все личные окончания пишутся с буквой «е». А ко второму спряжению – глаголы, у которых почти все личные окончания пишутся с буквой «и».

Сначала запишу окончания глаголов первого спряжения.

Первое лицо. В единственном числе могут быть окончания  или , а во множественном числе – -ем. Ну и, как мы с вами уже могли убедиться, окончание -ём тоже бывает у глаголов первого спряжения.

Второе лицо. В единственном числе окончание -ешь или -ёшь, а во множественном числе – -ете, -ёте.

Третье лицо. В единственном числе окончание -ет или -ёт, а во множественном числе – -ут, -ют.

Теперь добавим окончания второго спряжения.

В первом лице единственного числа окончания такие же, как и у глаголов первого спряжения – -у, -ю. А во множественном числе окончание -им.

Второе лицо. В единственном числе окончание -ишь, во множественном числе – -ите.

Третье лицо. В единственном числе окончание -ит, а во множественном числе – -ат, -ят.

Ну что же, пора подвести итоги. Что же из всего сказанного необходимо запомнить?

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

По личным окончаниям глаголы делятся на две группы: глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

К первому спряжению относятся глаголы, у которых почти все личные окончания пишутся с буквой «е» (или «ё»).

Ко второму спряжению относятся глаголы, у которых почти все личные окончания пишутся с буквой «и».

В первом лице единственного числа у глаголов, независимо от спряжения, одинаковые окончания –  или .

В третьем лице множественного числа у глаголов первого спряжения окончания -ут, -ют, а у глаголов второго спряжения – -ат, -ят.

У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковы.

Я же прощаюсь с вами. Пока, ребята!

ЗАПОМНИ !

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ В УЧЕБНИКЕ:

На странице 93 поработай устно. выполни письменно упражнения 152,153,154-письменно.

 

Комментарии:

МаринаВасильева

14.04.2020 Рі., 12:08


Васильев +


ТимофейМакаров

14.04.2020 Рі., 12:02


Макаров Тимофей урок прошел

 


АленаГлушкова

14.04.2020 Рі., 10:48


Глушков Матвей урок прошёл


АлексейАсанов

14.04.2020 Рі., 10:23


Асанов Алексей урок прошёл


ЛевВедров

14.04.2020 Рі., 09:51


Ведров Лев урок прошёл